В
наше стремительное время, когда процветают информационные технологии и
компьютерная индустрия, когда молодое поколение интенсивно растёт и
развивается, возникает вопрос: «Какое значение может иметь развитие сценических
способностей для воспитания и общего культурного развития учащихся
общеобразовательной школы?! Ведь в большинстве случаев школьники приходят в
самодеятельный театральный коллектив, вовсе не имея в виду в будущем выбор
актёрской профессии?»
Руководство
нашей общеобразовательной школы №126 г. Харькова,
в лице директора Усиченко Людмилы Николаевны с четким профессионализмом подошло
к данному вопросу. Людмила Николаевна отличный
руководитель, способный организатор, талантливый преподаватель, атакже психолог, умело выстраивающий
взаимоотношения учителей и учеников.Для директора нашейшколы детская улыбка важнее остальных
успехов–достижений, Людмила Николаевна озабочена судьбой каждого ребенка и
коллектива в целом, гордится
их успехами, смеётся над их шутками. В нашей школе замечательныйтеатр, дети успешно и с удовольствием занимаются спортом, художественной
самодеятельностью, рисуют, пишут стихи. Возможность показать и проявить себя
имеет каждый. Когда входишь в нашу школу, ощущаешь
себя как дома. Ты можешь в любой момент прийти с проблемой, которая тебя
беспокоит, и всегда будешь внимательно выслушан, с тобой поговорят. Всех
учеников Людмила Николаевназнает по
именам, о каждом может поговорить с родителями, как педагог-помочь решить
проблему, которая волнует.
В нашем замечательном школьном дворике, где высажены деревья и цветы руками
детей и педагогов, так весело и комфортно нашим детям погулять после занятий.
Наш
школьный театр, организованный несколько лет тому назад преподавателем
историиЕлизаветой Самойловной
Костылёвой, нашёл значительнуюподдержку
руководством школы и всеми учащимися. Многие ученики нашей школы с большой
радостью и творческимэнтузиазмом
принимают участие в театральных постановках. Ведь в общевоспитательном плане занятия творчеством
имеют большое значение, потому, что сценические способности представляют собой
органическое сочетание очень многих характерных свойств и качеств человека.
Сценическое
воплощение пьесы требует от человека сочетания эмоционального восприятия
драматического произведения со способностью к его углублённому детальному
анализу; способности к созданию сценических образов в строгом соответствии с
условиями заданного художественного вымысла. И вместе с тем изобретательности,
гибкости, подвижности процесса воображения; яркости сопереживания, увлечённости
художественным вымыслом со способностью
к самоконтролю. Развитие такого широкого комплекса способностей у школьника, открывает
в будущем перед человеком возможность активного проявления себя в самых
различных видах деятельности.
Так,
эстетическое восприятие - одна из основных способностей актёра. Вместе с тем
способность к творческому воссозданию на основе словесного текста ярких образных
представлений имеет большое значение, как для восприятия художественной
литературы, так и для изучения истории, географии и ряда других дисциплин,
требующих создания зрительных представлений на основе описаний. Сценическое
воображение необходимо в художественном чтении, в занятиях литературным
творчеством. Некоторые психологи отмечают, что способность к созданию образов является
не только способом воображения, но и
одним из способов развития научной мысли, требующей обоснованных гипотез,
предположений, предвидения.
Чувство
словесного ритма необходимо писателю, поэту, но оно очень нужно и оратору,
лектору, будущему учителю. Иными словами, сами по себе занятия драматическим
искусством в силу своей специфики создают предпосылки для многостороннего
развития личности. Знакомясь с языком искусства, ученики входят в мир
творчества, открывают для себя пути художественного познания мира, воспитывают
в себе эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности,
мобилизуют свои внутренние духовные силы. В этом - одна из важнейших задач
воспитания школьников средствами искусства.
В
нашем школьном театре сам учебно-творческий процесс, естественно, имеет
первостепенное значение. Спектакли ставятся в чётком соответствии со школьной
программой, которую дети изучают по истории. В процессе подготовки спектакля у
детей формируется представление об искусстве как форме художественного
отражения жизни, воспитывается способность точнее, острее осмысливать
нравственный смысл жизненных явлений. Дети учатся осознавать и переживать
события прошлых лет. В то же время завершённость творческой работы во всех случаях
очень важна. В самодеятельном театральном коллективе нашей школы, показ
подготовленного спектакля зрителям – это необходимый завершающий этап занятий.
Во
время театральных занятий со школьниками уделяется большое внимание
общественной направленности творчества. Такая направленность предостерегает от
развития у учащихся потребительского отношения к занятиям искусством, открывает
возможность для критической оценки и проверки работы каждого ученика и
коллектива в целом. Естественно, что первостепенная роль и здесь принадлежит руководителю школьного театра , которыйсправедливо и тактично оценивает работу и помогает созданию доброжелательной
атмосферы во время обсуждения спектакля внутри коллектива и со зрителями.
Общественная
направленность в этих занятиях, воспитание творческой активности ребят,
требовательности к себе и товарищам должны способствовать установлению тесных
связей юных актёров с жизнью школы, с культурной жизни региона, страны.
Хотелось-
бы сказать несколько слов о художественном руководителе нашего школьного театра
Елизавете Самойловне Костылёвой. Около
40-ка лет Елизавета Самойловна возглавляла среднюю школу № 105 в городе Кривой
Рог. Сотрудники называли её директор-строитель, ведь это её школа одна из
первых перешла на пятидневную систему обучения. За все эти годы Елизавета
Самойловна стала не только строителем в школе, но и строителем в педагогике, её
школа одна из первых включила в учебный план так называемый труд школьников на производстве, для приобщения
старшеклассников к труду. Под руководством старшего преподавателя, ученики её
школы зарабатывали деньги на Терновском хлебокомбинате,что- бы иметь собственные средства на
карманные расходы. Об этом в школе остался полнометражный документальный фильм.
И даже сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, Елизавета Самойловна продолжает
трудиться в школе и вносить свой вклад в воспитание и образование подрастающего
поколения.
В
нашей школе Елизавета Самойловна сравнительно недавно, но за это время дети
успели очень привязаться и полюбить нового преподавателя. Замечательный
педагог, отличный руководитель, энергичная и целеустремлённая женщина, она вкладывает в
наших детей частичку своей души. Воспитывает в учениках умение правильно себя
преподносить обществу, правильно общаться, развивает в детях чувство
собственного достоинства. Во время репетиций дети учатся переживать на сцене
то, что переживают герои произведений, развивают свой интеллект и способности
общения, которые очень пригодятся им в будущем.
И, в заключение, хотелось - бы сказать… Дорогие
родители, почаще вспоминайте слова Николая Островского о том, что: «Жизнь надо
прожить так, что - бы не было мучительно больно, за бесцельно прожитые годы…»
Уделяйте больше внимания вашим детям, интересуйтесь их увлечениями,
стремлениями, чаще разговаривайте с детьми. Самосовершенствуйтесь постоянно,
что- бы быть образцом и примером для ваших детей, что- бы потом не было обидно
и неприятноза упущенное время и
растраченные таланты. И просто для того, что - бы ваши дети гордились вами, и в
душе всегда были- бы приятные воспоминания.
Коллективродителей шк.№126
Использован
материал
Ю.
И. Рубиной "Театральная
самодеятедльность школьников".